Типы приводов для погрузчиков
Важным вопросом в погрузочной технике является выбор типа и параметров привода.
Очевидно, что наиболее экологически чистыми являются небольшие гидравлические тележки-роклы, которые функционируют за счет сложного биомеханического устройства, работающего на энергии расщепления органических биополимеров естественного происхождения – гликогенене. То есть, проще говоря, за счет мускульной силы того парня, который ее тянет. Этот механизм довольно надежен и относительно прост в обслуживании, хотя при больших нагрузках возможно избыточное выделение побочных газообразных продуктов (сероводорода, фосфина и метана) в атмосферу рабочего помещения.
Видео "Как работает гидравлический ручной автопогрузчик. Discovery" (5 мин. 09 сек.)
Если же отставить шутки в сторону, то необходимо, прежде всего, четко представлять тот круг задач, который ставится перед машиной, а также место ее работы. Выбор привода является ответственной задачей, от которой в целом зависит успешная эксплуатация дорогостоящего погрузочного оборудования.
Для начала разберемся, какие вообще типы приводов существуют.
Помимо выше упомянутого «биомеханического», для погрузочной техники находят применения электрический аккумуляторный (наиболее распространен), электрический сетевой (довольно редкий), привод от двигателя внутреннего сгорания, работающего на дизельном топливе, на сжатом или сжиженном газе (метане или пропане),на бензине, а также различная экзотика вроде маховичного гиропривода, привода от сжатого воздуха или суперконденсаторов. Каждый из типов приводов задает свои специфичные условия рабочего пространства, а также инфраструктуры по сервисному обслуживанию погрузчика.
Многие производители погрузочной техники, например, Hyster, Liebherr, Balkankar в своем модельном ряду представляют три основных класса привода: аккумуляторный (тяговые аккумуляторы), двигатели внутреннего сгорания на природном газе и дизельные двигатели.
Дизельные двигатели внутреннего сгорания для погрузчиков
Наибольшей автономностью, удельной мощностью и, в конечном итоге, производительностью, безусловно, обладают дизельные варианты привода. Объясняется это низким удельным весом дизельного оборудования, наиболее высоким коэффициентом полезного действия дизельного двигателя по сравнению с другими ДВС (в среднем на 35% эффективнее), возможностью иметь довольно высокий запас топлива и осуществить при необходимости его быструю заправку даже без наличия специального оборудования.
Дизельное топливо относительно трудновоспламеняемо, что улучшает пожарную безопасность в складских помещениях. Однако в этой бочке меда имеется солидная ложка дегтя. Дизельный привод погрузчиков пригоден лишь для работ на открытых площадках, так как отработанные газы хотя и обладают более низкой токсичностью по сравнению с бензиновыми, все же делают рабочую атмосферу в закрытых помещениях крайне «специфической». Кроме этого, при минусовых температурах для запуска дизеля требуется мощный и высокоёмкий стартерный аккумулятор.
Из-за этого дизельные погрузчики находят применение прежде всего при обработке контейнерных грузопакетов в портах, на крупных базах с хорошим железнодорожным подъездом и в других местах, где они могут продемонстрировать свою высокую производительность на открытой площадке. За счет избыточной мощности они чаще всего оснащены шасси, не слишком требовательным к условиям покрытия.
Выбор параметров дизельного привода, а именно мощности зависит от характера предстоящей работы. С увеличением мощности растет скорость перемещения и грузоподъемность, одновременно, увеличивается и расход топлива.
Помимо расхода топлива крупный дизельный погрузчик требует и расширения площади складирования, так как для его маневров необходимо больше пространства. Избыточная мощность, не соответствующая материальным потокам, проходящим через склад, способна скорее быть убыточной, нежели прибыльной. Ведь с увеличением производительности растет и цена самого погрузчика, и постоянные отчисления на его содержание.
В то же время никто не отменял закона повышающейся производительности. Он гласит, что расходы на высокопроизводительный аппарат по отношению к его мощности растут квадратично, а потенциальные доходы – в кубической зависимости. То есть, погрузчик с мощностью привода в 100кВт в среднем потребует в четыре раза больших расходов, нежели мощностью в 50 кВт, но его производительность будет потенциально выше в восемь раз (за счет одновременного увеличения грузоподъемности и скорости). Естественно, что это лишь теоретическое положение, которое может довольно сильно отличаться от практики.
Газовые двигатели внутреннего сгорания для погрузчиков
Газовые двигатели внутреннего сгорания занимают промежуточное положение между дизельными и аккумуляторными приводами по своим основным характеристикам. Газовый выхлоп практически нетоксичен (не более, нежели горящая конфорка на кухонной плите), газ является более дешевым топливом, нежели дизельное. Однако коэффициент полезного действия газового двигателя погрузчика примерно на треть ниже, обслуживание газового оборудования и заправка газовых баллонов требует специальных навыков у персонала и особой инфраструктуры.
Обычно газовые погрузчики более требовательны к покрытию и обладают меньшей грузоподъемностью, нежели их дизельные собратья. Однако при этом характеризуются лучшей маневренностью и более экономичны по отношению к требуемым складским площадям. Из-за меньшей степени сжатия, усилия запуска газового двигателя намного меньше, что снижает требования к емкости и начальной отдаче стартерных аккумуляторов.
Особенно выгодно смотрится газовый двигатель по сравнению с дизельным при холодном пуске в зимних условиях. В советское время ходила байка о том, что в заполярных портах дизельные погрузчики включались в октябре, и не глушились до самого апреля, потому как повторный запуск был невозможен. Конечно, это более похоже на миф, а с современными пусковыми устройствами для дизеля пуск значительно облегчен во всех условиях, однако расход времени и заряда стартерного аккумулятора на пуск при равных условиях зимой у газового двигателя будет ниже.
Основная роль газовых погрузчиков – эта работа по вывозу из закрытого склада на открытые площадки и наоборот. Длительная работа газового двигателя в закрытом помещении является нежелательной, так как потребление кислорода все же остается значительным, а концентрация углекислого и угарного газа в рабочей атмосфере может нарастать.
Спорным и неоднозначным является применение газовых погрузчиков на рефрижераторных складах. С одной стороны, низкие температуры (зачастую порядка -30°C) вызывают проблемы с большинством видов тяговых аккумуляторов (снижение емкости и саморазряд, быстрое старение), что склоняет к применению газового привода. С другой стороны, углекислый газ в условиях изоляции, свойственных рефрижераторым помещениям, будучи тяжелее воздуха, способен скапливаться в количествах, представляющих опасность несчастного случая. Не имея запаха и цвета, не являясь длительно токсичным, углекислый газ способен вызывать кратковременную потерю сознания и удушье.
Погрузчики с электроприводом
Электропривод, в отличие от тяговых батарей, является, безусловно, «господином положения» при работах на закрытых складских площадях, особенно отапливаемых и с небольшими объемами вентиляционного обеспечения. Электропривод не только не производит выхлопных газов, но и является наиболее тихим, точным и «умным».
Работа на погрузчике с электроприводом почти всегда при прочих равных условиях требует меньших усилий и квалификации, является менее утомительной. Электрическая энергия в России значительно дешевле, нежели сжатый природный газ и, тем более, дизельное топливо.
Тяговые аккумуляторы современных производителей обладают высокой надежностью, долговечностью и удобством обслуживания (если это обслуживание вообще необходимо).
Лучше всего электропривод показывает себя внутри помещений, на ровных покрытиях и при относительно невысоком объеме однородных грузов, приходящих на склад с внешними материальными потоками. Если речь идет о крытом складе в пределах крупного города (с его высокими ценами на площади), с разнообразным ассортиментом товаров, которые каждый в отдельности не представляет большого объема, то выбор очевиден – электропривод.
Как видим, каждый привод имеет свои сферы применения и свои особенности. В одних случаях сферы применения сближаются и требуется высокое искусство логиста, чтобы выбрать правильный вариант оснащения склада погрузочной техникой с разнообразными типами и параметрами приводов. Главное, что следует помнить – любая техника при умелом подходе способна приносить прибыль, и наоборот, даже самый лучший погрузчик при плохой организации работ превращается в обузу.
Рекламное видео "Электропогрузчики Linde" (13 мин. 38 сек.)