Краткая история погрузчика
США: первые погрузчики
Прапрадедушка погрузчика – платформа с электрическим двигателем для перевозки багажа на станциях Пенсильванской железной дороги – появился еще в далеком 1906 году. А в 1917 на литейном заводе компании Clark Equipment создана трехколесная тележка для перевозки грузов по заводу с бензиновым двигателем. Это самоходное устройство было маломаневренным, не имело тормозов, и останавливалось, только врезавшись куда-нибудь. Но эти недостатки не помешали заводу Юджина Кларка получить военный заказ на производство трехколесных погрузчиков.
Именно для выполнения этого заказа был построен первый в мире специализированный завод по производству погрузчиков. Здесь в 1921 г. родился погрузчик Траклифт, оснащенный подъемной платформой и обутый в резиновые шины. Его грузоподъемность достигала 5 т. В 1923 г. на погрузчике появилась мачта для штабелирования грузов. А младший брат Траклифта Дуат уже имел три колеса и бензиновый двигатель.
В 1928 году характеристики нескольких погрузчиков были соединены в одну машину. Работяга получил название Тягач. А уже через год произошло новое улучшение – модель оборудовали механизмом наклона мачты.
В 1923 году американская фирма “Yale & Towne” наладила производство погрузчиков на электрической тяге с мощным стартерным аккумулятором, оборудованного подъёмными вилами и подъёмной мачтой. Примерно в это же время электрические погрузчики появились и на туманном Альбионе, компания “Ransomes & Rapier” начала производить их 1920 г.
В 1933 году в США фирма Towmotor Co (в будущем знаменитая Caterpillar Inc.) выпустила переднеприводный погрузчика. А в 1937 году модель была оснащена четырёхколёсной рамой с дифференциалом и гидравлическими механизмами подъёма и рулевой системы.
С началом Второй мировой войны производство погрузчиков стало массовым. Так, только одна компания Clark выпускала около 2000 погрузчиков в месяц. Постепенно модели усовершенствовались в соответствии с нуждами современного производства.
История отечественных погрузчиков
В то же время и в СССР, где после Великой Отечественной войны широко развернулись работы по восстановлению и развитию народного хозяйства, нужны были автопогрузчики. Их производство срочно наладили во Львове. Дата рождения завода «Автонавантажувач» – 24 апреля 1948 года. В этот день Совет Министров СССР своим постановлением поставил задачу срочно создать предприятие по изготовлению техники такого типа. Разработкой проекта погрузчика руководил известный автоконструктор В.А. Грачов.
Грузоподъемность львовских автопогрузчиков составила 3 т. 7 ноября 1948 года экспериментальный цех сделал первую раму. А уже 11 июня были созданы первые серийные модели, всего на протяжении 1949 года предприятие выпустило 1254 автопогрузчика (перевыполнив план). И тем более приятно, что этому историческому предприятию удалось выжить при распаде СССР. Простота, надежность и невысокая цена «львов» достаточно привлекательна для покупателей из России, Беларуси, Ирана и Египта.
В 1951 году выпуск погрузчиков был налажен на Калининградском вагоностроительном заводе. В 1968 году начали производство погрузчиков заводы в Молдавии и Чувашии. В конце 1980 года изготовление электропогрузчиков и электроштабелеров налажено в Тбилиси и Кутаиси (Грузия).
Теперь крупнейшим мировым производителем погрузчиков является японский завод «Toyota», а в России – ОАО «Машиностроительный завод имени Калинина» (Екатеринбург) и ОАО «Тверской экскаватор» (Тверь).